28 - 03 - 2024

Функциональная грамотность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности. Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

 

Нормативно – правовые документы регионального  уровня

Приказ министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 30.06.2020 № 316-01-63-1063/20 «Об утверждении положения о региональной системе оценки качества образования Нижегородской области»

Приказ министерства образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области от 31.05.2021 № 316-01-63-1333/21 "О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 30 июня 2020 года" № 316-01-63-1063/20

Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 03.08.2021 № 316-01-63-1907/21 «Об утверждении результатов региональной оценки по модели PISA-2020 по Нижегородской области»

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 17.09.2021 г. №316-01-64-60/21 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области" 

Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 12.10.2021 г. Сл-316-600737/21 "Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности"

Распоряжение правительства Нижегородской области от 14 декабря 2021 г. № 1327-р «О создании межведомственного координационного совета по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области»

 

Нормативно – правовые документы муниципального  уровня

Приказ департамента образования администрации города Арзамаса от 24.09.2021 г. №284 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций города Арзамаса"

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в  г.о.г. Арзамас Нижегородской области на 2021-2022 учебный год (приложение к приказу департамента образования администрации города Арзамаса от 24.09.2021 г. №284)

 

Нормативно – правовые документы школьного уровня

План мероприятий ("дорожная карта") по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СШ №10 на 2021 – 2022 учебный год (приложение 1 к приказу МБОУ СШ №10 от 29.09.2021 г. №563)

План мероприятий проведения тематических недель по функциональной грамотности в  МБОУ СШ №10 (приложение к приказу МБОУ СШ №10 от 14.02.2022 №90)

 

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Глобальные компетенции

6. Креативное мышление

7. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО

8. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

 Функциональная грамотность школьников

 Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

 Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

 Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

 Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

 Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

 Центр оценки качества образования ИСРО РАО

 Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

 Ссылка: http://www.centeroko.ru/

 Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA

 Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

 Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

 Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

 Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

 Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA

 Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

 Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

 Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674

 Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127

 Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main 

Работа МБОУ СШ №10 по формированию функциональной грамотности обучающихся

     6 декабря 2021 года для педагогических работников МБОУ СШ № №10 сотрудниками Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Н.В. Бусаровой, к.б.н., доцентом, и кабинета педагогических инноваций им. В.П. Вахтерова психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского Н.В. Федосеевой, В.Ф. Миронычевой, И.В. Кузиной, к.п.н., доцентами, проведен научно-методический семинар «Эффективные практики формирования функциональной грамотности».

     В рамках семинара педагоги расширили свои знания о функциональной грамотности, её составляющих и способах формирования данного образовательного результата; узнали о научных школах, которые занимаются исследованием проблемы формирования функциональной грамотности; о результатах экспериментальной деятельности в этой области; определили перспективы внедрения в образовательный процесс предложенных разработок (контрольно-измерительных материалов, диагностик, методик).

     Совместная работа педагогов и специалистов ВУЗа позволила критически осмыслить содержание школьного образования как основы развития функциональной грамотности, определить пути, способы, технологии формирования функциональной грамотности и личностных результатов обучающихся.

     В ходе работы семинара были рассмотрены особенности использования в учебном процессе банка заданий по формированию функциональной грамотности, обсуждены методические подходы формирования всех составляющих функциональной грамотности.