20 - 04 - 2024

Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младшего школьника

   

ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Кошелева Е. В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №10.

       Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.   Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика. В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.

               Программа работы с портфолио состоит из следующих этапов:

Этап

Сроки

Основные мероприятия

Подготовительный

1 класс, сентябрь-октябрь

      Подготовка рабочих материалов.      Составление плана портфолио.      Оформление собственно папок.  Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.

Информационно-диагностический

1- 4 класс

      Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. Психологическая диагностика.  Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, и т.п..

 

Аналитический

постоянно

     Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута.    Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период.

     Анализ результатов работы по наполнению портфолио.

 

Заключительный

4 класс, апрель-май

    Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут и повысить образовательный рейтинг.

     Анализ мнения родителей, классного руководителя, учителей-предметников.      Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.

     Заполнение официальных                          документов.

       Варианты структуры портфолио могут быть различны. На родительском собрании перед первым классом мы с родителями определили оптимальную структуру портфолио для нашего классного коллектива. Оно состоит из разовых разделов: «Школа будущего первоклассника», «Введение в школьную жизнь», которые заполняются в определенный период один раз, и постоянных, которые заполняются постепенно, на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Это следующие разделы: «Будем знакомы – это Я!», «Мои учебные достижения», «Мои успехи», «Мое творчество»,  «Родительские заметки». Данная структура портфолио принята за основу учителями 1-х классов нашей школы при создании портфеля достижений младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.

       Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.

Название раздела

Компоненты раздела

Формированию каких УУД способствуют

«Будем знакомы – это Я!»

Личные данные учащегося:

«Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя улица» и другое

Личностные

Цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография

Регулятивные

Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы самовоспитания и самосовершенствования

Личностные

«Мои учебные достижения»

Предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год

Познавательные

«Мои общеучебные и предметные достижения» (листы для самоанализа  взаимооценки) за определенный учебный год

Регулятивные

«Мои успехи»

Все, имеющиеся у школьника, сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о  результатах тестирования и т.д.

Личностные

Таблица «Мой маршрут успеха»

Регулятивные

«Мое творчество»

Проектные работы

Коммуникативные

Исследовательские работы и рефераты

Коммуникативные

 

Работы по искусству

Личностные

Работы, как результат занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах

Личностные

«Родительские заметки»

Анкеты родителей о ребенке по различным направлениям

Регулятивные

Листы родительских наблюдений за ребенком в различных ситуациях

Регулятивные

Отзывы родителей о творческих, проектных работах ученика

Коммуникативные

       Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Учителю необходимо отработать минимальный состав документации, способов его  заполнения и хранения. При этом затрачивается больше времени для реализации системы оценивания, чем при традиционной системе оценки. Но данная работа позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности, поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.    Все это способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителя, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения,  развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности младших школьников, тем самым, повышая качество образования.