Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младшего школьника
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Кошелева Е. В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №10.
Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех. Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является портфолио ученика. В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе.
Программа работы с портфолио состоит из следующих этапов:
Этап
|
Сроки
|
Основные мероприятия
|
Подготовительный
|
1 класс, сентябрь-октябрь
|
Подготовка рабочих материалов. Составление плана портфолио. Оформление собственно папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.
|
Информационно-диагностический
|
1- 4 класс
|
Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. Психологическая диагностика. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, деловые игры, и т.п..
|
Аналитический
|
постоянно
|
Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период.
Анализ результатов работы по наполнению портфолио.
|
Заключительный
|
4 класс, апрель-май
|
Отбор материала, который в дальнейшем поможет определить индивидуальный маршрут и повысить образовательный рейтинг.
Анализ мнения родителей, классного руководителя, учителей-предметников. Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.
Заполнение официальных документов.
|
Варианты структуры портфолио могут быть различны. На родительском собрании перед первым классом мы с родителями определили оптимальную структуру портфолио для нашего классного коллектива. Оно состоит из разовых разделов: «Школа будущего первоклассника», «Введение в школьную жизнь», которые заполняются в определенный период один раз, и постоянных, которые заполняются постепенно, на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Это следующие разделы: «Будем знакомы – это Я!», «Мои учебные достижения», «Мои успехи», «Мое творчество», «Родительские заметки». Данная структура портфолио принята за основу учителями 1-х классов нашей школы при создании портфеля достижений младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.
Название раздела
|
Компоненты раздела
|
Формированию каких УУД способствуют
|
«Будем знакомы – это Я!»
|
Личные данные учащегося:
«Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Моя улица» и другое
|
Личностные
|
Цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография
|
Регулятивные
|
Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы самовоспитания и самосовершенствования
|
Личностные
|
«Мои учебные достижения»
|
Предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год
|
Познавательные
|
«Мои общеучебные и предметные достижения» (листы для самоанализа взаимооценки) за определенный учебный год
|
Регулятивные
|
«Мои успехи»
|
Все, имеющиеся у школьника, сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о результатах тестирования и т.д.
|
Личностные
|
Таблица «Мой маршрут успеха»
|
Регулятивные
|
«Мое творчество»
|
Проектные работы
|
Коммуникативные
|
Исследовательские работы и рефераты
|
Коммуникативные
|
|
Работы по искусству
|
Личностные
|
Работы, как результат занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах
|
Личностные
|
«Родительские заметки»
|
Анкеты родителей о ребенке по различным направлениям
|
Регулятивные
|
Листы родительских наблюдений за ребенком в различных ситуациях
|
Регулятивные
|
Отзывы родителей о творческих, проектных работах ученика
|
Коммуникативные
|
Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Учителю необходимо отработать минимальный состав документации, способов его заполнения и хранения. При этом затрачивается больше времени для реализации системы оценивания, чем при традиционной системе оценки. Но данная работа позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности, поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося. Все это способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителя, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности младших школьников, тем самым, повышая качество образования.